Комплексное дипломное проектирование в средовом дизайне

Средовой дизайн – синтез различных направлений дизайна, определяющийся широтой и комплексностью самого понятия «среда».

Среда есть место действия индивидуума, социальной группы или всего общества. Среда обитания, среда общения, виртуальная среда – всё это комплексы, нуждающиеся в проектировании группами специалистов-смежников, поскольку они сложноструктурны и многофункциональны.

Дробление профессии дизайна на специализации привело к размежеванию, при котором узкая специализация ведет к ослаблению связей внутри единой специальности. Дизайнер одежды не может мыслить категориями средового дизайна, промышленного, графического и, тем более, транспортного. Собственно говоря, мировой дизайн давно прошел тупиковую стадию с объектным дизайном. Затоваривание рынка, пренебрежение к социальным задачам принудили пересмотреть классическую форму предметного дизайна и трансформировать его в средовую. В данном случае, проектируя любую составляющую среды обитания: костюм, транспорт, оборудование и т. п., во главу угла ставится человек и занимаемое им место в конкретной средовой ситуации. Не имея контекстных связей с окружением, объект не может быть в полной мере удобным для использования. Таким образом, от проектирования детали мы вынуждены будем перейти к проектированию места, где эта деталь должна быть.

Для решения таких задач необходима подготовка комплексных специалистов, способных мыслить более общими категориями дизайна, чем категории отдельных специализаций.

В последние 3 года (с 2004 по 2007 год) группа педагогов-практиков провела эксперимент со студентами кафедры «Дизайн среды» в МХПИ. Суть эксперимента состояла в том, что студенты 4-го курса получив стандартную базовую подготовку, перешли на новую форму образовательного процесса в рамках существующего стандарта и текущих дисциплин. Основной формой обучения стал комплексный метод подготовки студента, выходящий за рамки традиционно сложившегося преподавания базовой дисциплины «Проектирование в дизайне среды». Начало составляет совместная работа над проектом, в котором солируют два педагога, ведущие «Проектирование в дизайне среды» и «Сценарное моделирование». Параллельно с ними начинают работать педагоги-смежники, ведущие «Рекламно-графический комплекс», специальный рисунок и работающие с цветоформой. Этот минимум составляет первоначальный костяк комплексной бригады подготовки дизайнера широкого профиля.

На сегодняшний день комплексный метод работы групп проектировщиков является ведущим во всем мире. Подобный метод подготовки специалиста-дизайнера основан не на системе последовательного линейного процесса обучения, а являет собой пространственную модель образовательного процесса, в которой решение всех вопросов ведется в системе взаимодействия «частное-целое» на базе ведущей дисциплины «Проектирование».

В основу дипломного проектирования группой специалистов были положены следующие принципы:

1. Комплексный подход
Создаваемая среда включает в себя пространство, графику, сценарий и коммуникативно-рекламные элементы, что в целом является основной дизайна. По каждому из этих направлений с дипломантами работают отдельные специалисты. Вследствие такой работы дипломант получает не только практические навыки, но и приобретает опыт принятия самостоятельных решений на основе экспертных оценок.

2. Социальная направленность
«Дизайнеры лучше всего отражают ценности своих дней. А сегодня социальная ответственность стоит на первом месте» (Критик Рик Постнор). Если рассматривать дизайн как социально ориентированную область искусства, то темы дипломных проектов должны быть социально значимыми. Спектр тем достаточно широк и практичен, все они ставят во главу угла человека или группу людей с определенными потребностями. Данный аспект является краеугольным в итоговой квалификационной работе, и руководители проектов настойчиво ориентировали дипломантов в этом направлении. В проектировании использовался «принцип гуманности» по отношению к потребителю.

3. Сценарное и графическое сопровождение проекта
Применение принципа сценарности в проектировании среды дает возможность грамотно и логично выстроить концепцию и подобрать методику решения поставленной задачи. Графика сопровождает проект от первых эскизов до итоговых вариантов, она помогает найти креативный образ и реализовать его в визуальных рядах. В принципе, графический язык является визуализацией сценарного плана проекта (вербальной составляющей).

4. Рекламно-коммуникативные компоненты
Являются неотъемлемой частью проектируемой среды, поскольку позволяют проводить идентификацию и создавать визуальные и смысловые связи между частями проекта. Целостное восприятие средового объекта диктует необходимость параллельной разработки этих элементов в рамках предлагаемой концепции.

5. экспозиция проекта как образ создаваемой среды
Экспозиция является квинтэссенцией всех частей проекта. Она призвана передать образ создаваемой среды и дать представление о практических возможностях его воплощения. Двумерная интерпретация трехмерного пространства должна отображать глубину и логические связи между всеми частями проекта.



Руководители комплексных дипломных проектов:
Шаппо С.А.
Решетников Ю.В.
Соркин М.М.
Данильченко О.В.




 к списку новостей
Eng
Rus
Rambler's Top100    Рейтинг@Mail.ru